29 сент.2020
Общество

Как «держать марку» в условиях кризиса

Традиционные фестивали молодого вина (божоле) в этом «коронавирусном» году в большинстве стран отменены

Нынешний сезон для казахстанских виноградарей выдался одним из самых сложных.

Нынешний сезон для казахстанских виноградарей выдался одним из самых сложных. Пандемия значительно снизила покупательную способность людей, а из-за переменчивой погоды урожайность заметно упала. Однако в Казахстане есть компания, которая даже в этих условиях продолжает стабильно выпускать качественную продукцию. О секретах выживания в экстремальных условиях нам рассказал один из самых известных виноделов страны Артуш Карапетян, генеральный директор Winnac Elite.

— Артуш Месропович, почему вы решили сделать ставку на марочную продукцию?

— В основном на казахстанском рынке представлены ординарные коньяки выдержкой 3-4 года. Эта ниша переполнена. К тому же их производители в погоне за прибылью не всегда следуют классическим технологиям производства этого напитка. Мы выбрали другой путь, используем только натуральное сырье из винограда. Мы уважаем наших потребителей и заботимся об их здоровье и качестве нашей продукции. Вот уже 5 лет мы выпускаем марочные коньяки выдержкой от 6 до 12 лет. Это направление мы выбрали вместе с нашими партнерами из Германии. В последние годы к ним добавилось и марочное вино, которое мы также выдерживаем в дубовых бочках. Конечно, это более сложное и затратное производство, и в итоге получается более дорогой продукт. Но мы сделали свой выбор — лицом нашей фирмы являются именно марочные напитки с качественной бутылкой, красивой упаковкой. Мы заняли эту нишу на рынке, наша продукция известна и внутри страны, и за рубежом. Мы получили уже 19 золотых медалей на ежегодной международной дегустации в Ялте. Без наших напитков фактически не обходится почти ни одно крупное торжество или праздник в нашей стране. Многие независимые эксперты отмечают, что наши коньяки являются лучшими в Казахстане и по качеству, и по оформлению.

КОЛИЧЕСТВО НЕ ВСЕГДА ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО

— Марочная продукция не бывает дешевой. Но покупательная способность людей в этом году заметно снизилась. Есть ли у вас напитки по более доступным ценам?

— Видя состояние дел, мы стали выпускать бренди двух видов. В его основе — натуральный коньяк. Но, учитывая, что бренди можно выпускать крепостью 36 градусов, по цене они более доступны и стоят на 30% ниже по сравнению с коньяками. Кроме этого, на базе портвейна мы выпускаем два вида белого и розового вина — тоже по доступной цене. Мы также увеличили выпуск недорого портвейна, который также пользуется спросом. Эти три направления позволяют нам увеличивать объем реализации и дают возможность предприятию выстоять в этом сложном сезоне. К сожалению, неустойчивая погода, резкая смена жары и прохлады привели к тому, что урожай винограда меньше обычного. В том числе и в нашем хозяйстве в Туркестанской области.

— В Алматы у вас лишь три фирменных торговых точки. Почему вы не даете свою продукцию на реализацию в сетевые магазины?

— Потому что, скорее всего, вслед за этим появятся подделки нашей продукции. Сейчас мы реализуем ее в наших фирменных магазинах в Алматы и Нур-Султане, а также в торговых точках наших проверенных партнеров. Это позволяет нам полностью контролировать поступающую в магазины продукцию. Наш товар стоит на отдельных полках, и наш мерчендайзер постоянно проверяет их состояние и ассортимент. Несколько раз в неделю он посещает каждую точку, ведет учет, собирает отзывы. Это позволяет нам «держать марку», контролировать качество. Раз в месяц мы проводим дегустации, где также изучаем реакцию людей, оперативно исправляем недочеты.

— В начале осени обычно проводят фестивали молодого вина — божоле. Но насколько ценно такое вино, ведь этому напитку необходимо «отстояться»?

— Конечно, божоле уступает выдержанным винам. Но это, прежде всего, праздник сбора урожая, который имеет древние традиции у многих народов. В этом году подобные мероприятия в большинстве стран решили не проводить в связи с пандемией. Но прежде мы всегда до 5 сентября во время начала уборки урожая проводили расширенную дегустацию, приглашали на нее наших постоянных партнеров. Это прекрасный способ пообщаться. С широким размахом праздники молодого вина отмечаются во Франции. Причем французский президент посещает фермерские хозяйства в течение месяца, пробует божоле и по ходу дела выслушивает пожелания фермеров и решает много вопросов. Вот если бы был такой неурожайный год как у нас, во Франции, Испании и Италии, где виноград застрахован, винодельческие хозяйства получили бы компенсационные выплаты. Если, наоборот, урожай слишком велик и фермеры изготовили много вина и не могут его реализовать, государство выкупает его и хранит в своих закромах, либо «выкуривает» на спирт. Таким образом, производители не страдают от капризов погоды. У нас же виноделам приходится рассчитывать только на себя.

ПРОВЕРКА НА КРЕПОСТЬ

— На Западе регулярно ведутся торговые войны. Что стало с французскими фермерами, когда американцы ввели высокие пошлины на их продукцию?

— Это был очень тяжелый кризис. Объемы продаж резко упали. Но и в этот момент государство поддержало всех фермеров, не позволило довести до того, чтобы раскорчевали виноградники. В итоге отрасль перестроила каналы сбыта. Во Франции совсем другой подход. И их можно понять, потому что виноделие — одна из ключевых отраслей экономики.

Профсоюзы следят за каждым гектаром виноградников. Если в каком-то хозяйстве рекомендовано высаживать рислинг, то хозяин не имеет права садить другие сорта винограда. Потому что временем доказано, что именно этот сорт там хорошо растет. Государство регулирует и субсидирует винодельческую отрасль. В Германии существует строгий регламент для винных магазинов. Если на определенной площади есть такой магазин, то никто другой в этом районе не сможет получить лицензию на продажу вина. А у нас на каждом углу кто хочет, тот и торгует. Витрины забиты импортными продуктами очень часто сомнительного качества. Никакого лимита на завоз нет. То есть контроль и регулирование рынка отсутствуют.

— Из нынешнего кризиса всем нужно выйти с новым мышлением. Вы видели виноградники во многих странах. Какое устройство винхозяйства вам показалось наиболее рациональным?

— Одно из самых оптимальных я наблюдал в Австралии. Представьте: у фермера 25 гектаров. Посреди виноградника искусственная возвышенность высотой 3 метра. На ней создан небольшой пруд, дно которого укреплено водонепроницаемой пленкой. Во время дождей этот пруд наполняется. От него по каждому ряду виноградников идет капельное орошение. В итоге за воду хозяин не платит. Через этот пруд он осуществляет при необходимости подкормку удобрениями. В этом семейном хозяйстве три ветрогенератора — то есть у него свое электричество. Каждый год он берет 1 млн австралийских долларов в кредит. По закону при таком кредите он освобождается от 50% налога. Плюс отлаженная годами система сбыта. Все в округе покупают вино только у этого хозяйства, хотя бутылка стоит 50 австралийских долларов. В результате по итогам года винодел легко рассчитывается с кредитом и имеет приличный заработок. Кстати, вино отличается удивительным ароматом.

Возможно ли такое у нас? К такому устойчивому развитию надо стремиться. Можно начать с капельного орошения. У нас уникальный климат в предгорьях Тянь-Шаня, куда более выгодный, чем в Австралии. Но к этому нужно добавить новое мышление и виноградарям, и Министерству сельского хозяйства. Лишь в этом случае крепость нашего виноделия не потеряет свою марку и устоит под ударами любой стихии.

В Алматы фирменные магазины Winnac Elite находятся по адресу: ул. Райымбека, 509/1 (между ул. Момышулы и ул. Яссауи); ул. Гоголя, 2, торговый дом «Карапетян» (район Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького); ул. Розыбакиева, 289, уг. пр. Аль-Фараби, жилой комплекс «Айгерiм»; пр. Аль-Фараби, 21, уг. ул. Желтоксан, AFD Plaza, блок 2; ул. Акан-Серы, 17, супермаркет «Ак жол» (район Алматы I).

В Нур-Султане: Divino, пр. Мангилик Ел, 28, НП 25; ул. Калдаякова, д. 1, ВП 4; ElitAlco.kz, пр. Мангилик Ел, дом 48, НП 3; Flover, пр. Кабанбай-батыра, д. 46 «а», НП 5; Alco Brand’s, ул. Сыганак, д. 10, ВП 21.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru