Открытие общества: в ожидании «мозгового штурма»
Избранный президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на инаугурации сообщил о создании Национального совета общественного доверия
Его двери открыты для представителей всего общества, включая молодежь. Первое совещание Совета запланировано на август.
Меры доверия
За три дня до президентских выборов Токаев сделал сразу несколько «твитов», в которых обозначил ключевые положения своей политической платформы: «Роль гражданского общества возрастает. Поэтому сильный, авторитетный и многопартийный Парламент, развитые институты гражданского общества - это магистральный путь дальнейшей политической модернизации».
«Для решения этой важнейшей задачи нужен диалог власти с обществом. Мы этот диалог обязательно наладим, чтобы обеспечить порядок и гармонию в обществе», - пообещал накануне выборов Токаев своей аудитории в популярной социальной сети Twitter.
Указ о создании Национального совета общественного доверия стал логическим продолжением президентского курса на политическую модернизацию страны и формирование Открытого общества. Состояние застоя и формат полицейского государства у людей ничего, кроме чувств уныния и протеста, не вызывают. Назрел серьезный и ответственный разговор.
Вопрос доверия к власти сейчас решается на уровне будущего «диалога» - его формата, содержания и цели. А так, конечно, идти с дубинками и щитами на людей проще, чем участвовать вместе с обществом в «мозговом штурме» о судьбах страны. В мозговом, а не в десантно-штурмовом, как повелось, к большому гражданскому сожалению.
Пока не наступил август 2019-го, можно вспомнить опыт из недавнего прошлого.
Вспомнить все
В 2003-2006 годах, сменяя друг друга, функционировали два аналогичных проекта: постоянно действующее «Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества» и «Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан».
Эти консультативно-совещательные органы с длинными названиями давно канули в Лету, и вероятно, никто уже и не вспомнит - к каким результатам привел тот «общенациональный диалог по важнейшим вопросам политического развития Казахстана».
Стоит отметить, что с 2006 года «демократия» и «гражданское общество» выпали из активной политической лексики Акорды. Причем на фоне роста протестных настроений и активизации оппозиционных партий.
И лишь в 2016-м создается новое Министерство по делам религий и гражданского общества. Но через два года оно упраздняется с передачей функций в Министерство общественного развития Республики Казахстан. Еще через год, в феврале 2019, - новая реорганизация. В результате слияния двух ведомств образовывается Министерство информации и общественного развития.
Это своего рода структурная реинкарнация Министерства информации и общественного согласия Казахстана. Под таким названием ведомство довольно удачно просуществовало в 1997-2001 годы. Это была эпоха экономического кризиса и секвестирования республиканского бюджета, время оптимизации областей Казахстана и снижения госрасходов, период задержек пенсий и зарплат. Нефть тогда стоила 10 долларов за баррель. И в столь экономически острой ситуации казахстанцы с протестом на улицы городов не выходили.
Царило общественное согласие, хотя напряжение жизни было высоким, а ожидания тревожными. Пар социального недовольства тогда спускался на полосах негосударственных газет и в выпусках новостей первых коммерческих телекомпаний. Республиканские СМИ, включая контент некоторых аналитических программ, выходивших на государственных телеканалах, также отличались независимостью суждений и критическим мышлением.
В тот короткий, но очень насыщенный исторический отрезок времени диалог власти с обществом и «обратная связь» были налажены посредством телевидения и прессы, как в развитых демократических государствах.
За полчаса до весны
В самые кризисные годы государственные идеологи худо-бедно справлялись со своими функциональными задачами с помощью журналистов, служивших тогда своего рода посредниками между властью и народом. В тучные 2000-е идеологические работники Акорды начали подводить Елбасы и недооценивать роль и значение СМИ в современном обществе, превратившись в итоге в строгих и скучных кураторов прессы и телевидения.
Они настолько увлеклись внешним оформлением своей деятельности, госзаказами и тендерами, что внутренней политикой заниматься времени, кажется, не было вовсе.
Неумение идеологов с Левого берега НурСултана вести конструктивный диалог с людьми, говорить с ними на одном языке и находить точки соприкосновения особенно проявилось в последние месяцы и дни. Во многом из-за этого «тихая весна» казахского транзита наполнилась шумом и яростью.
В итоге у Касым-Жомарта Токаева и родилась идея создания «Национального совета общественного доверия» в качестве актуального формата для будущего диалога с обществом. Выборы состоялись, президент страны избран. Транзит остался позади, работа над ошибками сделана. Рождаются новые смыслы и задачи. В новейшей истории Казахстана ожидается эпоха политических перемен.