21 июня2019
Экономика

Единый ювелирный бренд ЕАЭС: за или против?

Пятилетнюю деятельность Евразийского экономического союза подытожили главы стран ЕАЭС на саммите в Казахстане

Задумка единого бренда в том, чтобы сменить расстановку сил на мировом рынке ювелирных изделий и бриллиантов.Фото: pixabay.com

На нем генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин отметил, что для объединения потенциала ювелирной отрасли стран ЕАЭС и разворачивания этого потенциала в сторону экспорта по инициативе ЕЭК в прошлом году начата проработка целесообразности создания Евразийского ювелирного бренда. Что это нововведение будет означать для Казахстана, рассказала Маргарита Дядяева, директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы.

Задумка единого бренда в том, чтобы сменить расстановку сил на мировом рынке ювелирных изделий и бриллиантов. Страны ЕАЭС сейчас лидируют по добыче алмазов — конечно, надо учитывать, что на одну Россию приходится 30% мировой добычи. Но ювелирный экспорт ниже экспорта алмазов в 50 раз, в связи с чем доля ЕАЭС на международном рынке составляет менее одного процента. Получается, что на данный момент ЕАЭС — только поставщик сырья. При этом экономические показатели отрасли таковы, что прибыль от добычи алмазов — это 20%, от огранки — 5%, а от продажи готового изделия — минимум 100%.

Если говорить о Казахстане, то у нас вообще один из самых низких в мире показателей внутреннего рынка: по данным Лиги ювелиров РК, 90% изделий — контрафактный товар.

Однако, потенциал довольно большой: огранка драгоценных камней в ЕАЭС происходит по всем международным стандартам и требованиям. Единый бренд даст возможность выйти на рынки Азии и Ближнего Востока. По приблизительным подсчетам ЕЭК, благодаря проекту объем экспорта ювелирных товаров может вырасти до $1 млрд 350 млн — то есть, примерно в восемь раз, и в такой же прогрессии увеличится добавленная стоимость изделий — до $630 млн.

По данным Тиграна Саркисяна с заседаний ЕЭК, "Комиссия уже подготовила проект "дорожной карты", который сейчас обсуждается с деловым сообществом и государственными органами. В ближайшие годы одним из главных трендов развития мировой ювелирной отрасли станут консолидация, увеличение доли брендовой продукции, сокращение времени цикла разработки продукта. Это значит, что национальные бренды смогут стать известными в мировом масштабе благодаря консолидации. Прогнозируется, что к 2020 году доля брендовой ювелирной продукции в мире увеличится в 1,5-2 раза и составит уже 30-40%. Сейчас их доля составляет порядка 20% всего рынка."

"Мы подготовили проект Плана по развитию ювелирной промышленности в ЕАЭС, который включает ряд мероприятий по созданию институциональной среды и инфраструктур для обеспечения экспорта этой продукции", говорил в апреле член Коллегии Александр Субботин.

Но нужно учитывать основные проблемы, которые могут тормозить ход проекта Единого бренда: в ЕАЭС нет ни маркетинговой и торговой компании по продаже ювелирных товаров, ни в достаточной степени продвинутой логистической инфраструктуры — хотя второе направление развивается сейчас довольно активно. К тому же очень важно продумать налаженную систему борьбы с контрабандой на территории своих стран, и после этого уже выходить на новые рынки.

Лига ювелиров РК также пока что не может ответить на множество открытых вопросов: когда будет готова законодательная база, ГОСТы, финансирование проекта и его продвижения, документы, регламентирующие качество изделий, и многое другое. Необходимо поощрять внутреннее производство в стране, повышая квалификацию профессионалов и производя любые комплектующие только в Казахстане.

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru