Лирики у физиков гостили
Советский Союз с полным основанием мог считаться великой театральной державой
Оперные театры работали в столицах всех союзных республик, а драматическими располагали даже некоторые райцентры. Я веду речь только о профессиональных сценических площадках, оплаченных бюджетом и обремененных штатными расписаниями. К тому же «своими» театрами располагали в СССР не только великие, но и практически все малые народы. И этот феномен глобальной театрализации еще ждет своих непредвзятых исследователей.
Особая сцена театральной державы
Разумеется, все профессиональные советские театры всегда оставались продуктом строя и выполняли четкий и ясный идеологический заказ. Их репертуар утверждался свыше, а цензура боролась с вольностями в трактовках.
Но только пользователи интернета, воспитанные на извращенном представлении о минувшей эпохе, могут считать ее чем-то сплошь негативным и мрачным. В СССР между тем случались не только ГУЛАГ 30-х, но и оттепель 60-х.
Время послаблений и реформ отражалось и на театральной жизни страны. Наряду с дежурно высокопрофессиональными «академическими» и скучновато-провинциальными областными театрами в такие моменты на небосклоне ярко возгорались коллективы молодые, бунтарские, новаторские, реформаторские. В 1960-х годах такими, широко гремевшими и безумно популярными на всем пространстве Союза, были «Современник», БДТ, «Ленком», «Таганка». Их делали идеалисты и романтики. Их почитали партократы и студенты. Попасть на спектакли, на их же собственных сценах, было практически немыслимо.
Но, по правилам игры того времени, все советские театры, независимо от статуса и популярности, каждое лето отправлялись на гастроли по стране. В 1970-м в Алма-Ату прибыл со своими спектаклями «Современник». Тот самый, ефремовский, единый, еще не «разбежавшийся» в разные стороны.
Клуб свободолюбителей
А у нас, в те же годы, существовал самобытный и весьма закрытый клуб - Дом ученых казахстанских физиков в научном городке под Алма-Атой. Вполне советский по массовому составу своих членов и вполне «ночной» по своему содержанию.
Никаких ночных клубов в СССР не водилось в принципе. Были разные клубы рабочих и крестьян, всякие отраслевые дома культуры, перманентные тусовки творческой молодежи, «огоньки» и т. п. Но все они пребывали под постоянным отеческим надзором соответствующих товарищей и не могли позволять себе того, чего вытворяли молодые ученые, собранные сюда, в Казахстан, в новый Институт ядерной физики со всей страны. Нельзя сказать, что за ними так уж никто не надзирал, но... Время соответствовало если не инакомыслию, так уж по крайней мере - свободолюбию.
К тому же партийные власти Союза были вовсе не такими поголовными дуболомами, как представляют себе многие нонешние «антисоветчики», зацепившие ту жизнь своим детсадовско-ясельным возрастом. Случались и послабления, и «упущения». А особенно - когда дело касалось интеллигенции, где методы лобовой пропаганды часто приводили к обратному результату. Дом литераторов в Москве, новосибирский Академгородок, Дом ученых поселка Алатау - примеры таких очагов свободомыслия в СССР встречались всюду.
И никаких нарочитых проявлений антисоветской направленности в них не было. Люди просто развлекались так, как им этого хотелось. Хотя иногда и «на грани фола».
Созвездие Дома ученых
Физики развлекались от души! Собираясь в своем клубе каждую ночь с субботы на воскресенье в своем помещении, которое занимало целый этаж местного Дома культуры. Свой досуг они целиком и полностью организовывали сами. Сами писали сценарии для своих «капустников». Сами выступали в своих концертах. Сами дежурили за барной стойкой и наливали при помощи лабораторной химической посуды фирменную «Кровавую Мэри». Сами приглашали гостей.
Нужно сказать, что те молодые ученые были вполне самодостаточными. И, принимая гостей любого ранга и ранжира, обращались с ними как с равными - без придыхания и раболепия. Потому-то тут, в неформальной теплоте Дома ученых, и гости чувствовали себя... как дома!
Кто только не перебывал в гостях у казахстанских физиков за пару десятков лет функционирования их клуба! Так, в один из томных вечеров здесь одновременно нарисовались Людмила Гурченко, Светлана Светличная, Нонна Мордюкова и Николай Озеров. Как вам такая компания? Бывали тут и великие шахматисты: Михаил Таль, Нона Гаприндашвили. Не только бывали, но и играли в шахматы с местными мастерами. Заезжал и Эмиль Кио (вместе с Московским цирком), и Арно Бабаджанян (вместе с Александром Арутюняном), и Юрий Сенкевич (с космонавтами). А театры? БДТ (с Юрским и Басилашвили), театр на Таганке (вместе с Любимовым, Высоцким, Филатовым и Золотухиным), театр Моссовета, и театр Вахтангова, и... «Современник»!
Все они, конечно, приезжали к физикам не специально (это было не казино какое-то), а бывая в Алма-Ате по каким-то иным надобностям и приглашениям. Но многие из тех, кто наезжал в столицу Казахстана позже, (позже «Современника») уже знал про то, что его могут позвать к себе местные физики. И был готов приехать. (Бесплатно гостей в Доме ученых лишь поили-кормили!)
«Современник» в 1970-м был одним из первых. И, быть может, одним из самых близких. Однажды вечером, после спектакля за усталыми артистами «заехали» и «позвали».
- А что, ребята, поедем? - вопросил Олег Ефремов. И они поехали.
Вечер с продолжением
Сейчас не могу назвать всех, кто прибыл в поселок Алатау в тот вечер вместе с Ефремовым. Но точно была уже такая популярная Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», любимый советский фильм тинэйджера Тарантино, уже вышел на экраны). Присутствовал и Андрей Мягков (еще не такой популярный - «Ирония судьбы» была еще впереди). А еще - всеми и всегда любимый Евгений Евстигнеев. И более камерная Лилия Толмачева. И неожиданный Рогволд Суховерко. И Алексей Кутузов.
Вечер с шутками физиков, сценками «современников» и чарами «Кровавой Мэри» удался на славу. Когда «под занавес» гости оставляли свои автографы на гостевой стене Дома ученых (ее, увы, заставили ликвидировать, когда позже начались процессы отката к партийной кондовости), Анастасия Вертинская написала: «Спасибо! Нам очень хорошо у вас!».
И это была не простая фраза вежливости. Духовный контакт между физиками и лириками выдался таким, что на все оставшиеся спектакли в зале, где гастролировал «Современник», один из первых рядов оставался «забронированным» для гостей из поселка Алатау. А гастролировал театр в только что открытом к 100-летнему юбилею вождя Дворце им. Ленина (ныне - Дворец республики), на самой крупной и навороченной площадке того времени. После спектакля кто-то из физиков даже заходил в гримерки.
И тут родилась спонтанная идея - еще раз встретиться всем вместе в неформальной обстановке. На пикнике. Настоящем пикнике. С шашлыками, пивом (и не только), костром, гитарой, возможностью позагорать на жарком алма-атинском солнышке, всякими играми-плясками. И вот, в ближайший выходной, физики и «современники» устроили себе еще один маленький праздник.
Пикник состоялся вблизи поселка Алатау, где жили хозяева. В одном из «лесков», зажатых со всех сторон колхозно-совхозными нивами окрестных селян. Состоялся и удался.
Об этом свидетельствуют эти живые фотографии...