06 мая2020
Общество

Как Хиуаз Доспанова на «ласточке» фашистов бомбила

В годы Великой Отечественной войны впервые в истории были созданы женские боевые подразделения [газетная статья]

Кайрат КАРАМАНДАЕВ

Воевать Хиуаз Доспановой предстояло на самолете, который имел народное название «кукурузник».

Из женщин-добровольцев было сформировано три авиационных полка, в которых служили около 400 женщин, от пилотов до наземного персонала. Одна из них — легендарная летчица, штурман-стрелок Хиуаз Доспанова. Она вошла в историю как первая летчица-казашка.

Родилась Хиуаз Доспанова в мае 1922 года в селе Зормата Тенгизского района Гурьевской области. Отец Доспанов Каир трудился рыбаком, потом стал партийным работником. Он работал в разных областях республики, поэтому семье часто приходилось переезжать — в Актюбинск, Чимкент, Кызыл-Орду, Алматы, Уральск. В семье их было четверо: старшая Хиуаз, братья Белмерген, Марат и сестренка Алма.

Мне бы — в небо...

Хиуаз мечтала стать летчиком, поэтому еще в 9 классе пришла в аэроклуб. Девочка из рыбацкого поселка, оказавшись в Уральске, куда переехала ее семья, сразу же записалась в аэроклуб. Чтобы овладеть летним мастерством, ей приходилось регулярно посящать занятия, но это никак не повлияло на ее успехи в школе. Девушкой она была прилежной и умной, и за год до войны окончила школу с золотой медалью, одновременно получив звание пилота запаса.

Кто из молодых в 1930-е годы не мечтал стать летчиком? На слуху имена Чкалова, Белякова, Байдукова, Громова, Коккинаки. А портреты первых Героев Советского Союза — удивительных женщин Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой — хранились у каждой девчонки. Их подвиги и слава манили таких юных романтиков, как Хиуаз Доспанова.

Хиуаз мечтала стать летчиком, поэтому еще в 9 классе пришла в аэроклуб.

Круглая отличница, одна из лучших активисток — пионервожатая, секретарь комсомольской организации школы — летом 1940 года Хиуаз едет в Москву и подает документы, но не в университет, а в Военно-Воздушную академию имени Жуковского. Увы, девушек туда не принимали. Уроженка Казахстана получила вежливый, но твердый отказ. Это был удар по мечте. Казалось, дорога в небо навсегда закрыта...

Но Хиуаз была не из тех, кто смиряется с поражением. Она решила не возвращаться домой и подала заявление в первый Московский медицинский институт. Дело в том, что на родине, в селе Жаныбек (там Хиуаз проводила каникулы), она познакомилась с молодым доктором Марией Поповой, которая убедила девушку, что нет лучше профессии, чем профессия врача. И Хиуаз с ее аттестатом отличницы приняли в институт без экзаменов. Но все изменилось в один день, когда она услышала из репродукторов: «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Через несколько минут будет передано важное правительственное сообщение!..»

Когда началась война, Хиуаз Доспановой было 19 лет. Осенью вновь началась учеба — лекции, лабораторные занятия, читальные залы. Потом в темноте и грязи работала на строительстве метро. А также рыла окопы в Подмосковье, хрупкими женскими руками укрепляя оборону столицы.

И все это время девушку мучил вопрос: «Почему я не на фронте?» Она подавала рапорты. Один, второй, третий... Говорят, судьба благосклонна к настойчивым. Вскоре Хиуаз узнала, что создается новый авиаполк, в который принимают только женщин.

13 октября 1941 года Хиуаз с однокурсницей Татьяной Сумароковой (впоследствии Герой Российской Федерации) записались на прием к Герою Советского Союза Марине Расковой, которая занималась формированием женских авиаполков.

Хиуаз Доспанову и Татьяну Сумарокову приняли и зачислили в группу штурманов. 26 октября 1941 года будущие летчицы прибыли к месту формирования полков в город Энгельс близ Саратова. Заниматься начали с первого дня. Изучали специальные предметы, азбуку Морзе, выходили на тактические занятия и строевую подготовку. Обучение, которое в летной школе длилось несколько лет, было сокращено до нескольких месяцев. Занимались иногда по 12 часов в сутки.

Боевое крещение

Воевать Хиуаз Доспановой предстояло на самолете, который имел народное название «кукурузник», — еще до войны он активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами. Это легкий деревянный биплан Поликарпова с двумя открытыми кабинами. Максимальная скорость, которую он может развить, — 120 км в час. Девушки нежно называли свои машины «ласточками».

Едва на фронте начал действовать женский полк, как в немецких штабных документах стал фигурировать термин «русская москитная авиация». Легкие бомбардировщики появлялись под покровом ночи и бесшумно подходили к позициям противника, сбрасывали бомбы, зажигательные снаряды и так же стремительно возвращались.

В конце мая 1942 года полк, где служила Хиуаз Доспанова, прибыл на Южный фронт и вошел в состав 218-й дивизии 4-й Воздушной армии. А уже в июне 1942 года летчицы приняли боевое крещение, нанося бомбовые удары по переправам через реки Миус, Северный Донец и Дон.

Первые боевые вылеты Хиуаз Доспанова провела в предгорьях Кавказа, в Сунженской долине, окруженной горными хребтами. Полеты в районе Терека были трудными не только из-за того, что противник организовал сильную противовоздушную оборону, но еще из-за погоды, которая менялась быстро и непредсказуемо. Да еще из-за постоянных туманов в горах.

Хиуаз Доспанова воевала в качестве штурмана экипажа. В летной части ее непривычное для русского слуха имя Хиуаз превратилось в Катю. Летали по двое — пилот и штурман. Часто штурману приходилось самостоятельно сажать самолет, если пилот был ранен. Воевать на маленьком У-2 девушкам было очень непросто. Мало того, что на самолете не было никакой брони, так еще и парашюты летчицы не брали — это позволяло подвесить лишних 20 кг бомб. Лишь в 1944-м в приказном порядке их обязали летать с парашютами.

Каждый вылет на У-2 был сопряжен со смертельным риском. Но ни заградительный зенитный огонь, ни вражеские ночные истребители не могли остановить их полет к вражеским целям. Первое задание Хиуаз Доспанова с Екатериной Пискаревой выполнили успешно, разбомбив скопление вражеской живой силы и техники. Немцы наступали, советские войска с боями отходили к Волге, приходилось в условиях отступления каждодневно менять аэродромы. Гористый рельеф местности и сильно изменчивые климатические условия Кавказа создавали особенную сложность полетов. Летать приходилось на высоте 400-500 метров.

Столкновение в кромешной тьме

С июля по сентябрь 1942 года Хиуаз Доспанова исполняла обязанности адьютанта эскадрильи. Она быстро, четко и оперативно вела учет боевой работы каждого летного экипажа. В 1942 году, несмотря на наступившую осень, и в непогоду бомбила скопление мототехчастей, живой силы и техники неприятеля в пунктах Кизляр, Нижний Курп, станице Павлодольской, Терский, Малгобек, Хамидия, Моздок, Белореченск, Нигора. За что удостоилась высокой награды — ордена Красной Звезды.

В апреле 1943 года, когда полк стоял в станице Пашковская, случилась трагедия. После выполнения задания самолет Юли Пашковой и Кати Доспановой из-за того, что были выключены огни аэродрома, столкнулся с самолетом командира эскадрильи Полины Макагон и Лиды Свистуновой. Из всей четверки в живых осталась только Хиуаз. Она выжила лишь потому, что вопреки инструкциям не пристегнулась к сиденью, и во время столкновения ее выбросило из кабины. В результате чего были сломаны обе ноги.

Месяца через три Хиуаз Доспанова вернулась в полк и вскоре стала опять летать на боевые задания, превозмогая сильные боли. Она бомбила отступающие немецкие части на станциях Ассиновская, Ахтанизовская, Минеральных Вод, Керчь.

В те грозные годы женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу. За три года боев полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года он был расформирован, а большинство летчиц — демобилизовано. Девушки вернулись к мирной жизни, но остались героинями той великой войны.

Справка «КП»

Хиуаз Доспанова скончалась 20 мая 2008 года. 7 декабря 2004 года Указом президента Казахстана ей присвоено звание «Халық Қаһарманы — Народный Герой». Кроме того, Дворец спорта в Атырау был назван в ее честь. В городе также был открыт памятник в честь летчицы-казашки, а в Алматы есть улица имени Хиуаз Доспановой. На одном из домов установлена памятная доска в ее честь.

НАГРАДЫ

Орден Красной Звезды (26.12.1942), ордена Отечественной войны II степени (29.02.1944), «Отечественной войны» I степени (14.03.1985), орден Трудового Красного Знамени (28.10.1948). Медали: «За оборону Кавказа» (23.09.1944), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (5.10.1945), «За Освобождение Варшавы» (12.03.1946) и многие юбилейные награды.

Кайрат КАРАМАНДАЕВ, преподаватель Военного института Сухопутных войск РК.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru