09 мар.2022
Политика

Модернизируй ЭТО!

-

По большому счету «Нур Отан» и до своего переименования был самой структурированной, организованной и потенциально дееспособной политической силой.Фото: пресс-служба Акорды

На фоне бурных и более того — трагических событий в пока еще незалежной, стремительно развивающихся после «исторического экскурса» Владимира Путина про «Украину имени В.И. Ленина», прошедший 1 марта съезд правящей партии под знаковым для всех помнящих СССР порядковым номером XX ушел в тень.

А между тем это вроде бы мало примечательное событие может сыграть серьезную роль как во внутреннем, так и в международном позиционировании страны.

Чемодану без ручки — новые колеса

Дело не только (и даже не столько) в давно ожидаемом ребрендинге «Нур Отана», к удивлению многих по предложению спикера мажилиса Ерлана Кошанова ставшего «Аманатом». Главное — из речи председателя партии власти можно заключить: Казахстан, все еще находясь на перепутье от авторитаризма к демократии, готов к историческому выбору в пользу последней. Правда, Касым-Жомарт Токаев никак это прямо не артикулировал, но было заметно, что он очень хочет видеть доставшегося ему по наследству «слона в партийной лавке» не просто крупнейшим политобразованием, само существование которого обусловлено административным ресурсом в центре и на местах. Напротив, по токаевскому замыслу именно партия должна стать «опорной ногой» власти, во многом гарантирующей этой власти устойчивость и легитимность.

Акорда прекрасно понимает то, о чем не устают твердить алармистски настроенные завсегдатаи соц-сетей: от украинской участи не застрахован сегодня даже стабильный и на протяжении всей своей новейшей истории моноэлитный Казахстан. После январской «алматинской трагедии» многие вспомнили известное утверждение: одна элита — диктатура, две элиты — конфликт, много элит — демократия.

В том, что Касым-Жомарт Токаев не «празднует» первых двух вариантов, мы все смогли убедиться в тревожные дни января. В то же время президент пока не может взяться за строительство объявленного им «нового Казахстана», так сказать, с нулевого цикла — с заливки нового фундамента. Касым-Жомарт Кемелевич в политике, мягко говоря, не новичок и прекрасно видит все риски такого строительства как для себя, так и для страны. Поэтому он не бросает партийное наследство предшественника, как неподъемный «чемодан без ручки», а пытается поставить его на колеса модернизации.

Ведь по большому счету «Нур Отан» и до своего переименования был самой структурированной, организованной и потенциально дееспособной политической силой, имеющей — пусть даже не институциональный, а именной, осененный именем своего отца-основателя — но все же, достаточно действенный рычаг влияния на всю вертикаль исполнительной власти. Терять такой ресурс в контексте, во-первых, внешней турбулентности, а во-вторых, не самой радужной социально-экономической ситуации внутри страны не рискнул бы ни один здравомыслящий политик. Сейчас вчерашний «чемодан без ручки» — по сути, единственный политический ресурс власти, позволяющий хотя бы попытаться консолидировать общество, напуганное и в определенной степени дезориентированное «январскими событиями». Поэтому президент-председатель ставит перед однопартийцами (из которых практически полностью состоит отечественный истеблишмент) перспективу превращения в «питомник» руководителей-государственников. По замыслу, это позволит партии, чье новое название в одном из значений — «завет предков», и дальше оставаться у руля в полном соответствии с «заветом» своего создателя и многолетнего лидера.

Но тут возникает «бородатый» вопрос доверия — а точнее, почти полного отсутствия доверия публики к политсиле, за все прошедшие годы присвоившей себе роль «руководящей и направляющей». Причем, самопровозглашенная «партия всего народа» стала фактически закрытым номенклатурным «пансионатом», в который одних отправляли на «передержку» перед новым назначением, других — в почетную ссылку перед выходом в тираж.

И вот теперь новый «директор» этой «VIP-гостиницы» провозгласил курс на ее трансформацию в «диалоговую площадку», призванную решить самую главную для власти задачу — канализации всех общественных споров в рамках мажилиса и «местных парламентов» — маслихатов (благо, и в первом, и во вторых новоиспеченный «Аманат» сохраняет традиционное нуротановское большинство). До последнего времени это большинство ограничивалось ролью «нотариата» при центральной и местной власти, «оформляя» решения президента и шаги правительства с акимами. Сейчас же, судя по выступлению Касым-Жомарта Токаева на съезде, перед партией поставлена принципиально новая задача — идти в народ. Правда, каких-либо инновационных алгоритмов ее решения партийцы от своего вождя не услышали.

«Фракции должны использовать не только инструмент депутатских запросов, но и возможности парламентских и общественных слушаний, публичных дебатов. Если потребуется, нужно поднимать вопрос доверия к конкретным членам правительства и акимам». «Рейтинг депутатов партии всех уровней должен базироваться не на заготовленных отчетах, а на реальных делах, решениях проблем граждан. За всеми избирательными округами необходимо закрепить кураторов из числа депутатов фракций, чтобы расширить зону их ответственности». «Партия должна быть реально действующим связующим звеном между властью и обществом, на деле отстаивать интересы своих избирателей. В первую очередь нужно выполнить обещания, высказанные в электоральный период». Все это в различных интерпретациях мы слышали и раньше. Но эти принципиально правильные вещи заработают только при условии полного лишения «Аманата» его главного козыря, перешедшего из крапленой колоды «Нур Отана», — административного ресурса. Партия должна избавиться от не самого благоприятного по нынешним временам имиджа «коллективного Назарбаева» и при этом умудриться не стать «бесплатным приложением» к ее нынешнему рулевому.

Выполнима ли сегодня эта сверхзадача? Вопрос, конечно, интересный... Если «Аманату» действительно уготована роль свободного и — что крайне важно — равного среди равных субъекта нарождающегося политического рынка, то ответ в будущем возможен утвердительный. Сейчас же, когда бывший «Нур Отан» остается эдаким медведем на воеводстве, ни о какой конкурентоспособности говорить не приходится. А без этого не будет главного — подлинного доверия к партии хотя бы со стороны каждого формального обладателя партбилета. В свою очередь дефицит доверия делает трудновыполнимой ключевую цель ребрендинга и в целом модернизации партии. Сам председатель «Аманата» так сформулировал эту цель: «Желательно перенести фокус общественных дискуссий из социальных сетей и городских площадей в стены парламента и маслихатов. Это очень важная задача».

Киев до выборов доведет

Однако здесь опять-таки все упирается в отсутствие на сегодняшний день в стране той самой политической конкуренции, без которой любые «общественные дискуссии» останутся уделом ограниченного круга политических маргиналов в соцсетях и на уличных митингах. Нет сомнения в том, что такая установка президента — рефлексия на январскую «террористическую атаку» и косвенно — на путинскую «спецоперацию» в Украине, начавшуюся за неделю до съезда.

Здесь, конечно, многое станет понятно после 16 марта, когда Касым-Жомарт Кемелевич намерен обнародовать свой очередной пакет политреформ, а заодно — предварительные итоги расследования январского «путча». Вокруг того, что именно скажет глава государства, уже сломано немало копий. Политологи — диванные и не очень — наперебой фантазируют на эту тему. Версии строятся самые разнообразные — вплоть до упразднения верхней палаты парламента — сената — и «скоропостижных» выборов в нижнюю по пропорционально-мажоритарной системе, каковые мы можем получить уже будущей осенью. Так или иначе, гадать на кофейной гуще осталось совсем недолго.

Одно можно констатировать уже сегодня: в эти дни политический ландшафт меняется не только во всем мире, но и в отдельно взятом Казахстане. Причем, конечный итог этих перемен — как глобальных, так и локальных — просматривается не слишком четко.

Аманаты или азаматы?

Что же будет с родиной и с миром? Благодаря вчерашним казахстанским и сегодняшним украинским событиям мы узнаем об этом совсем скоро — не дожидаясь завтра, когда сегодня станет вчера. Очевидно лишь то, что мы наблюдаем стремительный закат «постсовка». И мир уже никогда не будет прежним. Как бы кому-то этого ни хотелось.

А для родины теперь самое главное — поспеть за этими переменами.

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru