14 февр.2023
Звезды

Рашид Нугманов: Художественный фильм – это документ

Разговор с Рашидом Нугмановым о фильме «Крыса».

Жантемир Баймухамедов и Рашид Нугманов.

В качестве продюсера фильма «Крыса» выступил известный режиссер Рашид Нугманов. Жантемир Баймухамедов окончил его курс практической драматургии Dramaticon, и этот фильм стал его дипломной работой.

— Рашид, в фильме «Крыса», так же как и в «Игле», снимались настоящие заключенные. Это была ваша идея?

— Мой собственный режиссерский метод построен на работе с непрофессиональными актерами. Я поощряю всех, кто готов применить его в своем творчестве, в том числе Жантемира: «Используйте непрофессионалов, как это делали мы». На самом деле фильм «Крыса» продолжает традиции Казахской новой волны конца 80-х, чему я очень рад. Это не спектакль, где актеры изо всех сил пытаются перевоплотиться в тех, кем не являются, при помощи заученных на репетициях приемов. Все это можно отбросить. Суть метода не в перевоплощении актера в придуманного персонажа, а в воплощении себя в придуманном персонаже. А это большая разница. И поэтому Жантемир так спокойно и правильно сработал с непрофессионалами. Это же относится и к главному актеру Сакену Молдахметову, и к зекам, и к другим эпизодическим ролям, и даже к настоящей, а не рисованной крысе. Все существует в фильме органично и естественно.

Я не устаю повторять слушателям мастерской: «Когда вы снимаете фильм, вы делаете документ. Вы фиксируете все, что попадает в кадр или находится за его рамками: локацию, среду, мир, который строите, — он должен быть реальным, многомерным, чтобы зритель поверил в него и испытал естественные, неподдельные эмоции. То же самое относится к актерам». Они в фильме — часть кадра, как и все остальное. Актеры не существуют в отрыве от среды. Если в кадре работает профессионал, который знает школу Ли Страсберга, он умеет проецировать себя в персонажа. Ну а непрофессионалу не остается ничего другого, как оставаться самим собой, и режиссер ему в помощь. Стендап, Comedy Club, КВН могут быть смешными, а театральная постановка — затронуть самые глубокие чувства, но это совсем другой формат, другая техника. В кино она выглядит неестественно, разрушает его природу.

— Фильм «Крыса» взял главные награды на четырех кинофестивалях. Считаете ли вы, что Жантемир Баймухамедов дорос до того уровня, чтобы сделать полнометражный фильм, который стал бы успешным не только на фестивалях, но и в прокате?

— Думаю, «Крыса» продолжит собирать призы. Что касается Жантемира, безусловно, он вырос. Но, как любому творческому человеку, ему нужно продолжать учиться. Настоящего художника отличает вечная неудовлетворенность. Даже Леонардо да Винчи до последнего вздоха дописывал «Мону Лизу». Конечно, Жантемиру надо расти, но он созрел для того, чтобы снять полный метр для широкой аудитории. И я могу помочь в этом деле.

— Вы готовы помогать ему как своему студенту или как человеку, с которым нашли общий язык?

— Слова «студент» для меня не существует. Участников мастерской я называю коллегами. Никто из них не является моим студентом, и я не разделяю их на новичков и маститых. Мы познаем и создаем что-то вместе, изучаем законы драматургии так же, как физики — строение Вселенной. Мы помогаем и учимся друг у друга. Первые ростки к такому взгляду на учебу мне привил Сергей Соловьев, в мастерской которого я учился во ВГИКе. Он не уставал повторять: «Сколько вы учитесь у меня, столько я учусь у вас». Однажды даже произошла забавная ситуация, когда кто-то представился мастеру, как мой ученик. На что Сергей Соловьев ответил: «Я сам его ученик». Подлинное мастерство начинается с простого любопытства.

— Вы один из немногих людей, которые умеют работать в кино с музыкантами и превращать их в актеров. При этом их песни становятся органичной частью фильма. В будущих совместных проектах с Жантемиром вы готовы к тому, чтобы он не только выступал в роли режиссера, но и работал в кадре?

— Жантемиру нужно сниматься. Он талантливый музыкант и актер. Еще одна его особенность — он неразрывно слился с Алма-Атой, моим родным городом, частью которого я тоже себя воспринимаю. Открою секрет: наш будущий проект посвящен этому городу, как и «Игла», но в еще большей степени. Это фильм о тех параллельных реальностях, которые мы себе воображали, когда были молодыми. Ведь воображение — такая же неотъемлемая часть объективной реальности, как и любой документ.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru