Ударим треш-сплавом
Все больше казахстанцев в силу сложившихся эпидемиологических обстоятельств выбирают отдых в родной стране
Этому способствует высокий уровень автомобилизации населения. Однако культура «локального» отдыха заметно отстает от транспортной оснащенности туристов. Большинство не утруждает себя вывозом мусора, оставленного на месте «общения с природой». Очень сложная ситуация складывается на реке Или в Алматинской области, берега которой фактически превратились в бесконечную свалку мусора, растянувшуюся на сотни километров.
В этом убедились участники «Треш Флота», которые недавно сплавились по реке на плотах, построенных с использованием мусора. Эта новая экологическая акция призвана привлечь внимание к проблеме загрязнения природы. О том, как прошло первое плавание «мусорной флотилии», нам рассказал Денис Лазарев (на фото), руководитель проектов общественного объединения «Два крыла».
— Денис, ваши плоты полностью состояли из мусора?
— Нет, они были сделаны с использованием мусора. Бочки для основания плотов мы нашли на стихийной свалке. Было очень трудно отобрать непробитые емкости. Мы потратили целый день на поиски необходимого количества. Доски для плотов решили купить в целях безопасности. Все-таки плоты должны быть надежными, ведь путешествие по реке непредсказуемо. Сверху плотов мы закрепили различный хлам, чтобы привлечь внимание. Это были поломанные стулья, лейки, изделия из пластика.
СЕСТРЫ-КАПИТАНЫ ВОЗГЛАВИЛИ СПЛАВ
— Много ли набралось желающих отправиться в путешествие на таких необычных плавсредствах?
— Честно говоря, желающих было много. Это еще раз показывает актуальность проекта. Мы выбрали 10 человек. Эти люди не были знакомы между собой, работали в разных сферах, но все они так или иначе сталкивались с загрязнением природы. Мы разбились на две команды по пять человек. У нас было два плота. Капитанами мы выбрали самых опытных участников. Так получилось, что ими стали две девушки, да к тому же сестры, — это Марина Дудникова и Ольга Склифос. Обе профессионально занимаются рафтингом.
— Какие задачи вы ставили перед собой?
— Перед началом плавания мы определили три задачи. Первая — провести мониторинг загрязнения реки и ее берегов. То есть посчитать количество мусорных куч, оценить их объем и видовой состав. Однако мусора оказалось так много, что полностью с этой задачей мы справиться не смогли. Например, мы взяли участок берега протяженностью всего 200 метров и за час не смогли посчитать общее количество мусора, настолько много его было. Поэтому мониторинг пришлось делать не исследовательский математический, а в общих чертах. Мы исследовали видовой состав мусора, его морфологию, оценили примерные объемы, провели беседы с отдыхающими.
Вторая задача — собрать мусор и вывезти его.
— Но ведь у вас только два плота. Или вы собирались сделать плавсредства из найденного мусора?
— На изготовление новых плотов у нас не было ресурсов. Мы понимали, что не сможем увезти много мусора на наших двух плотах, но сделали все, что смогли. Мы собирали мусор в местах наших стоянок, и в итоге вышло 12 мешков. При этом мы проводили раздельный сбор мусора. Одна часть — то, что подлежит переработке, и другая — то, что не подлежит. Весь мусор мы вывезли с собой и передали на вторичную переработку в компанию KWR — это пластик и картон. А то, что не перерабатывается, сдали в утилизацию.
И наша третья задача — привлечение внимания к проблеме загрязнения главной реки Жетысу. В составе наших экипажей были фотографы, видеооператоры, блогеры, и они создавали экологический контент для освещения этой темы. Думаю, эта часть экспедиции нам удалась лучше всего.
БОЧКИ ДОШЛИ ДО ТОЧКИ
— На Или есть несколько участков, где за стоянки приходится платить. Можно ли утверждать, что на этих участках чище?
— Согласно нашим наблюдениям, большой разницы в уровне загрязнения платных и бесплатных участков нет. В обоих случаях туристам приходится отдыхать на мусорных берегах.
— Что помешало вам доплыть до поселка Миялы, как планировалось?
— Погода. Из запланированных 120 км мы преодолели лишь 80. Пройти весь маршрут помешал сильный встречный ветер. Мы стартовали на 2 км ниже плотины и из-за встречного ветра не смогли в первый день дойти до крепости «Кочевник». Многие в комментариях писали, что там всего 17 км, и скорость течения реки около 5 км/ч позволяет преодолеть эту дистанцию за 2-3 часа. Но реальность оказалась другой. Плоты — это не лодки, они очень массивные, ими достаточно сложно управлять. Каждый плот был 3 м на 6 м. В их основании было по 12 бочек. Для того чтобы управлять такими махинами, приходилось напряженно грести всем участникам команд. К тому же у нас почти не было опыта гребли и слаженной работы, в первый день сломались несколько весел. Это было достаточно непростое испытание. Но постепенно мы освоили тонкости управления большими плотами и преодолели большую часть пути.
— Почему для основы плотов вы выбрали бочки, а не пластиковые бутылки, которые заметно легче?
— Мы проводили опыт. Набивали пустые закрытые ПЭТ-бутылки в пластиковые мешки и погружали в воду. На второй день в мешки проникала вода. Это повторялось несколько раз. Возможно, это происходило из-за микротрещин в бутылках. Металлические бочки выглядели более безопасным вариантом. Кроме того, мы исходили из того, что бочки можно будет отдать местным жителям для использования в хозяйстве.
— Но ведь вы не доплыли до населенных пунктов...
— Действительно, наш водный поход завершился в безлюдном районе. Но нам повезло. Свои плоты мы передали егерю, и он соорудил из них удобный пирс для моторных лодок. Так что наша идея оправдала себя, получилось очень экологично: плоты смогли использовать повторно.
— Удалось ли вам выяснить, кто вносит большую лепту в загрязнение берегов — рыбаки или обычные туристы?
— Об этом сложно судить, потому что 95% отдыхающих на Или берут с собой удочки. Но можно определенно сказать, что основными загрязнителями выступают приезжие туристы, в основном, алматинцы. Мы беседовали со многими отдыхающими на берегах, все они говорили, что вывозят мусор за собой. Нужно понимать, что никто не признается, что он ведет себя по-свински. Хотя состояние берегов говорит именно об этом. Несколько раз нам кричали с берега слова приветствия, при этом родители с детьми стояли на берегу среди хлама и мусора — картина просто удручающая.
ПЛАСТИК НАСТУПАЕТ
— Какой вид мусора преобладает?
— Большую часть составляет пластик. Примерно на 50% это ПЭТ-емкости и целлофан от различных упаковок. За последние годы морфология мусора заметно изменилась. Технология упаковки постоянно развивается. Сейчас упаковывают даже бананы. Если раньше основную часть мусора составляли стеклянные бутылки из-под алкоголя и железные консервные банки, то сейчас в основном это целлофан и пластик. Немало также жестяных банок из-под пива.
— Насколько повлиял бы на эту ситуацию отказ государства использовать пластиковые пакеты и одноразовую посуду?
— Эти вопросы сейчас обсуждаются на уровне Евразийского союза. Но пока решения не приняты. Изучая состав мусора, мы наблюдали большое количество запрещенных пластиковых стаканов.
— Как можно оценить общее состояние берегов Или?
— Все 10 участников сплава могут подписаться под тем, что уровень загрязнения берегов Или является катастрофическим. Перед нами встала дилемма — либо считать количество мусора, либо продолжать сплав. Везде, где есть подъезды к берегу реки и места для стоянок, огромное количество мусора.
— Планируете ли вы повторять подобные сплавы?
— Этот сплав, осуществленный с помощью фонда «Евразия», стал для нас пробным шагом. Теперь мы знаем, какие сложности встречаются на пути. Мы планируем продолжать эту работу.
— Есть ли потенциал для привлечения бизнеса к решению проблемы?
— Именно над этим мы сейчас думаем. Возможно, удастся привлечь несколько коммерческих организаций и устроить между ними соревнования по тому, кто соберет во время плавания «Треш Флота» наибольшее количество мусора. Может быть, это будет одна крупная компания, которая будет заинтересована в такой масштабной экологической работе. Для бизнеса это может быть не только демонстрацией социальной ответственности, но и построением команды, неформальным общением и захватывающим сплавным отдыхом, иногда с элементами экстрима. Это может по-настоящему объединить людей, занятых важным делом.
Фото Абдикерима ШАМШИДИНА, Алмаза ТОЛЕКЕ и Максима МОРОЗОВА.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz