08 сент.2021
Общество

Мои дети — это бегущие ручьи

У Нагимы Каймалаковой мягкий негромкий голос, в котором не слышно напористых педагогических ноток, запомнившихся нам с детства

Светлана СИНИЦКАЯ

В прошлом году трудовому стажу Нагимы Каймалаковой сравнялось двадцать пять лет.

Она слегка грассирует, это бы очень помогло, надумай она изучать французский. Но Нагима выбрала русский язык и литературу, окончила филфак Жамбылского педагогического института и начала работать в школе.

Сначала Нагима работала в городе, но потом соскучилась и вернулась в родные места, в село Мерке. Потому себя называет сельской учительницей. Побольше бы нам таких сельчанок в отечественной педагогике...

Нагима Каймалакова.

Процент учительского счастья

В прошлом году трудовому стажу Нагимы Каймалаковой сравнялось двадцать пять лет. В семейной жизни такая дата именуется «серебряной», впрочем, школа — та же семья. Только побольше даже самой многодетной. В их 17-й, носящей имя Героя Советского Союза Ивана Трубицина, школьников две тысячи, учителей словесности, возрастов от пенсионного до вчерашнего студенческого, пятнадцать. Нагима вроде как посередине.

Но на самом деле она утвердилась, можно сказать, на самой верхушке, одержав победу в республиканском конкурсе «Лучший педагог — 2020» и получив сертификат на приличную денежную сумму. В женских коллективах к подобным заслугам обычно относятся ревниво, но в их школе-гимназии с моральным климатом полный порядок. Нагиму всячески поддерживает директор школы-гимназии Гульжан Тлеубердиева. Это она вдохновила словесницу Каймалакову на участие в престижном учительском конкурсе и первая поздравила с победой. К тому же Нагима «звездностью» никогда не страдала, и коллеги видят ее страсть к учебе, как у старательного школьника, идущего на медаль. Кстати, она и сама окончила школу серебряной медалисткой.

Не перечислить все курсы в Центре педагогического мастерства Тараза, пройденные Каймалаковой, среди которых «Рефлексия в практике» и «Разработка суммативных занятий». В результате посчитано, что качество ее знаний по русскому языку и литературе повысилось с 70 до 85 процентов. Теперь можно, однако, утверждать, что и до ста, с учетом звания лучшего педагога года. Уж эта наша страсть к процентовкам... Нагима даже оставила должность завуча, чтобы не отвлекаться на организаторские заботы в ущерб преподаванию любимых предметов.

Вообще-то, если перечислять все ее победы на международных, республиканских и областных профессиональных конкурсах, то не хватит целой страницы в «Комсомолке». Дипломами Нагима могла бы при желании обклеить все стены в учительской. Но в конце концов не это делает учителя счастливым и дает ему уверенность в правильности выбранного пути. А что? Точнее, кто? Ну, конечно, дети. Иначе сдалась бы ей эта канитель с «рефлексией»...

Джульетта и буктрейлер

В последние годы проявилась неприятная ситуация со знанием русского в среде казахской молодежи, особенно сельской. Он ведь ни в коей мере не конкурент ее родному языку, а возможности и в профессии, и в обычной жизни сильно расширяет. Это не относится к школьникам 17-й меркенской школы-гимназии. Могла бы привести полный список их побед на всяческих конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе, но лучше я назову старшеклассницу Жанель, отличницу, признанного школьного лидера, чью тетрадку с прелестными сказками и стихами, написанными в пятом классе, Нагима хранит у себя и любит перечитывать.

Учителю вроде не положено иметь любимчиков, но разве удержишься не выделять с тихим восторгом Гаухар Манаспай, Виолетту Архипову, Амира Халелова? То, как они выполняют ее творческие задания, как пишут эссе на разные непростые сюжеты, не назовешь просто выполнением домашней работы. Например, темой по русскому языку взяли... социальную защиту бездомных в своем селе. Получился целый проект, который требовалось аргументированно и со знанием дела защищать. Кто-то составил ментальную карту этих людей, другой подготовил презентацию, третий предложил волонтерскую программу. И все вместе размышляли, чем помочь нуждающимся людям, делились друг с другом идеями, как это осуществить на практике. Ученики напоминают Нагиме привольно текущие ручейки, русла которых будут со временем расширяться, и большая радость стоять у их истоков.

Школу захлестывает поток современных технологий, что вполне объяснимо. Дети должны приобретать исследовательские навыки, востребованные сегодня во множестве профессий, работать с информацией, развивать современные компетенции. Литература этому может здорово помочь. Спросите, как? Я тоже вначале не поняла, но Нагима доходчиво объяснила на примере, когда ребята, изучив произведение, создают аудиокнигу, осознанно, с прочувствованными интонациями начитывая текст.

Больше того, с помощью компьютера они снимают буктрейлеры, проще говоря, небольшие видеоролики, по мотивам литературных произведений. Например, в восьмом классе по «Ромео и Джульетте», в десятом — по булгаковскому «Собачьему сердцу» и «Плахе» Чингиза Айтматова, в шестом берутся за легенды и мифы Древней Греции. И представьте, к чтению такая методика привязывает даже самых упертых антикнижников. После каникул один десятиклассник гордо заявил Нагиме Уисинбаевне, что за лето осилил всю «Войну и мир». Возможно, у него в голове уже крутится сцена вальса Андрея и Наташи из будущего буктрейлера.

С зубрежкой было легче...

Девятый класс, тринадцать девочек и девять мальчишек, в котором Нагима Каймалакова не только преподает, но и с удовольствием исполняет обязанности классного руководителя, один из самых ярких в школе-гимназии. Нагима считает, что ей повезло с ребятами, те уверены, что это им — с учительницей. Правы, похоже, обоюдно. Сюда еще надо добавить родителей, удачно дополнивших сложившуюся гармонию, что также бывает не во всех случаях. Возможно, по этой же причине удается справиться с «обновленкой». А она, на минуточку, в корне изменила подход к учебным программам и целям обучения.

Если раньше весь упор делался на грамматику, фонетику, прочую морфологию с орфографией, зубрежку имен существительных и прилагательных, то теперь школа взялась учить питомцев функциональной грамотности, работе с текстом, определению в нем главной и второстепенной информации. Нынче у школьников усиленно развивают четыре навыка: слушания, речи, чтения и письма. Они должны научиться сочинять сказку, как преуспевшая в этом Жанель, позже освоить разные стили: публицистический, официально-деловой и даже интервью. Признайся, дорогой взрослый читатель, тебе самому-то эти премудрости по силам?

Есть и проблемы. Например, чехарда с элементарной нехваткой учебников, отсутствие в свободном доступе книг, обязательных для изучения. К примеру, где найдешь казахского писателя Сакена Жунусова, включенного в школьную программу и давно не издававшегося? Даже в интернете с трудом обнаружишь. Но так хотелось бы и «вживую» подержать в руках томик его произведений!

Прошлый учебный год на дистанционном обучении сильно выбил из колеи. Начиная с первых осенних дней предстоит много наверстывать, восполнять пробелы знаний, слабо усвоенных в прошлом году. Для этого придется выполнять контрольные «срезы», заниматься аналитикой. Сейчас педагогов перестали загружать посторонними заданиями, как было недавно. Зато своей бумажной работы прибавилось, планы, отчеты... Много ее и у Нагимы, она автор ряда методик, каждую из которых надо оформлять по всем бюрократическим правилам. А хочется больше времени уделять детям.

Шляпа Боно и кубик Блума

Своих у Нагимы и Нурлана четверо. Две дочери и два сына. Младший, Ерасыл, пятиклассник, старшая, двадцатилетняя Жанеля, студентка-четверокурсница. В этом году окончит 11 класс Нурсултан, Мадина перейдет на второй курс математического факультета в Университете имени Демиреля. Дочери вначале не решились повторить мамину учительскую судьбу, а теперь все чаще поговаривают, что тоже думают о преподавательской работе в будущем. Тут же срабатывает не только пример Нагимы, но и бабушки Люции, матери Нурлана, которая сорок лет преподавала в школе русский и литературу.

Нагима из крестьянской семьи: отец всю жизнь трудился животноводом, мама работала дояркой. Родители ставили на ноги шестерых детей, из которых две дочери стали педагогами. Жанар, младшая сестра Нагимы, — учительница начальных классов. Уисинбаю и Мариам, несмотря на нелегкую работу, удавалось много читать, страсть к книгам — это у них семейное.

Дети любят красивых учителей, поэтому нетрудно представить, какими глазами они смотрят на свою Нагиму Уисинбаевну. Ученики пишут ей признания на компьютерах и от руки. Например, такие: «Вы для нас больше друг-советчик, нежели просто учитель, потому что интересуетесь нашим мнением и помогаете узнать самих себя. Мы любим надевать шляпы Боно, высказывать разные мнения, бросать кубик Блума, отвечая на разные вопросы, защищать фишбоун, аргументируя свою позицию, участвуя в диспутах, это только часть того, чему вы научили нас. И мы, правда, во взрослой жизни не растеряем этих человеческих качеств». Советую тебе, дорогой читатель, самому найти информацию про таинственную шляпу, кубик и фишбоун, они того стоят!

И еще один крик души: «Вы — Учитель с большой буквы! Будьте здоровы! Даст Бог, увидимся в следующем учебном году». Этот год только что наступил. Они увиделись.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru