Джамиля НУРКАЛИЕВА: «Целинный» никто сносить не собирается
В последнее время мы все чаще становимся свидетелями скандалов, связанных с уничтожением зданий, олицетворяющих историческую память о той старой, любимой горожанами Алма-Ате
Их сносят, уродуют «реконструкциями», а алматинцы привычно выпускают пар гневными комментариями в соцсетях. Вот и в этот раз Фейсбук захлестнули возмущенные посты: «сносят кинотеатр «Целинный», «в очередной раз уничтожают культурное наследие города» и т.д.
Корреспондент «Комсомолки» решил разобраться в ситуации и выяснить у директора Центра современной культуры (а именно он будет открыт вместо кинотеатра) Джамили Нуркалиевой, действительно ли «Целинный» сносят, что будет с уникальным панно Сидоркина и чем вообще займется этот самый Центр.
— Джамиля, расскажите, что все-таки происходит со зданием кинотеатра «Целинный»?
— Реконструкция. Говорила уже множество раз и повторю еще раз: речи о сносе не идет. Здание кинотеатра «Целинный», построенное в 1964 году и до неузнаваемости измененное в ходе «переделки» в 2000-х, было в ужасном состоянии. Решение о его реконструкции было принято в конце 2017 года новым владельцем Кайратом Боранбаевым. Тогда же было принято решение трансформировать его в Центр современной культуры «Целинный». До этого кинотеатр находился в залоге по долгам бывших владельцев — компании «Отау Синема». В 2000-х годах прежние владельцы уже производили масштабную реконструкцию — у них были планы превратить его в многофункциональный кинотеатр. Но в результате, как часто у нас бывает, там появился ночной клуб. При этом знаменитое сграффито (особый вид монументальной настенной живописи, когда изображение процарапывается на цветной штукатурке) художника Евгения Сидоркина было очень сильно повреждено, в него были врезаны металлоконструкции, которые служили усилением для крыши клуба.
Именно тогда акционер принял решение пригласить для реконструкции британского архитектора Асиф хана. Мы выбирали из огромного количества архитекторов, но в итоге остановились именно на его кандидатуре. Это архитектор мирового уровня, например, сейчас он также работает над реконструкцией Лондонского музея. Особенностью его творчества является то, что он занимается инновационными проектами и работает с очень технологичными решениями. Так, в Пхенчхане к зимним Олимпийским играм он построил павильон Hyundai, известный как «самое черное здание в мире» из самого черного на планете вещества — Vantablack Vbx2. Оно поглощает более 99% света, и из-за отсутствия отраженного света человеческий глаз воспринимает его как пустоту, черную дыру. Еще один пример — его футуристические ворота-порталы на ЭКСПО-2020 в Дубае, выполненные из сверхлегкого карбона.
Мы поставили перед собой сложную и интереснейшую задачу — как нам соединить в нашем здании традиции, которые представляет собой оригинальная часть здания «Целинного», и современный высокотехнологичный взгляд на мир. Подчеркну, оригинальная часть — это та, которую не затронула реконструкция 2000-х годов, нам пришлось иметь дело с уже практически полностью утерянным зданием. Это основная причина, почему было принято решение не восстанавливать «Целинный» в оригинальном облике. И сегодня мы избавляемся от следов той губительной «реконструкции», которая была произведена в 2000-х. Все специалисты, которые проводили технические исследования, говорили нам, что мы должны снести здание. Полностью его демонтировать и построить с нуля новое было бы в несколько раз легче и дешевле. Но было решено, что сносить здание ни в коем случае нельзя, вместо этого будет произведен частичный демонтаж. В здании есть очень много культурных слоев, и наша задача — в ходе реконструкции сохранить их как артефакт. В этом и есть главный смысл — взаимодействие традиций, исторической памяти и современного инновационного подхода в архитектуре.
— Понимание, как здание будет выглядеть после реконструкции, появилось сразу?
— Изначально был очень интересный проект с наклоненным фасадом. Задумка была в том, чтобы наклонить стеклянную стену под таким углом, чтобы в нем всегда отражалось небо. Это была очень красивая идея, олицетворение встречи Тенгри и Умай, когда земля встречается с небом. Мы вынесли этот проект на общественные слушания и получили очень много различных комментариев. В том числе, например, таких, что мы сожжем отраженными солнечными лучами людей, которые живут в доме напротив. Затем перебрали просто бесчисленное количество версий с ровными фасадами, но в таких случаях здание больше напоминало обычный торговый центр. Тогда мы подумали, какие ассоциации возникают у человека, если его спросить о Центре современной культуры? Что там происходит, пока непонятно, но явно что-то интересное. И мы решили представить наш фасад, как светлый волнообразный занавес, за которым происходит некое таинство, но при этом занавес прозрачный, который ничего не скрывает. Интересно, что ярко выраженного входа в здание нет, мы использовали концепцию плавного перетекания человека из уличной среды в пространство здания.
Отдельно хочу коснуться уникального многослойного цветного сграффито нашего знаменитого художника Евгения Сидоркина. Оно для нас является не только неотъемлемой частью этого здания и тем самым артефактом, о котором я говорила, но и нашим культурным наследием. Именно поэтому сохранить его — один из самых больших вызовов для нас. Изуродовавшие его железные конструкции мы будем вырезать алмазной резкой. Перед этим панно будут специально укреплять своеобразными «брекетами» и снимать по частям, потому что если это делать по-другому, то сграффито просто рассыплется. Затем эти кусочки будут устанавливаться обратно на укрепленную стену и соединяться в единое полотно. Когда коробка здания будет полностью закрыта и созданы все необходимые условия, начнутся реставрационные работы. Соответственно, сохранению и усилению подлежит эта стена, а также фундамент и перекрытия в универсальном зале. Кстати, в результате реконструкции сейсмоустойчивость здания повысилась в три раза.
Когда мы делаем реконструкцию, мы не можем вернуться в прошлое. Даже если бы мы попытались воссоздать здание 1964 года, это все равно был бы новодел, даже не реплика, а просто подделка. Поэтому мы приняли решение, что дадим зданию новый архитектурный облик. Но при этом я хочу отметить самое главное — «Целинный» по-прежнему останется местом культурного досуга. Мы проводили специальные исследования и знаем, что рядом находятся 11 факультетов различных университетов, Алматинское хореографическое училище, школы и гимназии. И мы рады тому, что в «Целинном», как и прежде, будут ворковать влюбленные пары, он останется местом, куда можно будет прийти в любое время и посмотреть кино или художественную выставку. Центр будет открыт для всех — детей, взрослых или людей с ограниченными возможностями. Поэтому я, честно говоря, не понимаю, против чего так яростно выступают некоторые активисты. Будем обязательно с ними встречаться, я хочу, чтобы они собственными глазами увидели, как проходит реконструкция, и что мы хотим здесь создать.
— Чем будет заниматься Центр современной культуры?
— Это будет своеобразное гибридное культурное пространство, доступное для всех категорий граждан. Самое главное, что вход в наш Центр будет абсолютно бесплатный, и каждый желающий сможет бесплатно посетить художественную выставку или библиотеку, посмотреть документальное или экспериментальное кино в двух наших кинозалах. Как в знаменитом музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, когда ты заходишь в огромный холл, и там может идти концерт или проводиться выставка. Наш Центр мы видим и как глобальный образовательный проект, в который мы будем привлекать специалистов из различных международных и наших вузов для проведения мастер-классов и семинаров. Будет действовать и детский образовательный центр. Самое интересное, что все, что будет происходить в нашем здании, будет в контексте того, что происходит сегодня с миром, нашим обществом, которое живет в соцсетях. Именно поэтому он и называется Центр современной культуры.
ДОСЛОВНО
Кинорежиссер Рашид Нугманов (знаменитый режиссер Нугманов по образованию архитектор с опытом работы по специальности):
— История с кинотеатром «Целинный» уже давно на слуху, долгое время на него никто не обращал внимания, и все это вылилось в настоящий бардак. Там то ночной клуб был, то какие-то кафе. Поэтому идея открыть на этом месте Центр современной культуры мне пришлась по душе. Есть такое понятие, как творческая энергия. Я мечтаю, чтобы в нашем городе появилось такое культурное пространство, где будет концентрация подобной энергии. Это пространство может стать центром развития города, где молодые, талантливые ребята — художники, дизайнеры, да неважно, из любой сферы искусств, смогут собираться и работать. Такая «мини-Силиконовая долина культуры». Нужна какая-то альтернатива хаосу в городе, привлечение талантливой молодежи к интересным проектам. Чтобы сохранить особую алматинскую культуру, атмосферу, нужно, чтобы уже сейчас родителям было куда приводить своих детей, это же будущие жители Алматы. И именно им придется менять наш город, а вот с каким знаком, плюс или минус, зависит сейчас от нас. Этой площадкой может стать Центр современной культуры.
Конечно, старое здание — это образчик кондовой постсталинской архитектуры, внутреннее пространство которого никак не приспособлено для такого культурного центра. Тем не менее, я считаю, что это тоже архитектурный памятник. Здание при всей его простоте получилось, на мой взгляд, весьма интересным. Поэтому я, как архитектор и как алматинец, призываю отнестись к реконструкции очень тщательно и бережно. К сожалению, в последнее время скандалы с варварским сносом зданий, олицетворяющих нашу старую и любимую Алма-Ату, — не редкость. Меня сильно расстраивает, что архитектурный контроль сегодня отсутствует на должном уровне. Считаю, что в нашем городе, а в историческом центре — особенно, каждое разрешение на снос, строительство или реконструкцию должно проходить просто «драконовские» проверки, чтобы отбить желание у охотников «за длинным рублем» изуродовать город.
Компетентно
Председатель Алматинского союза архитекторов Сергей Мартемьянов:
— Это стандартный типовой проект так называемого «фестивального» кинотеатра, в 60-70-х их можно было встретить в любом крупном советском городе. Проектировали его специалисты Московского проектного института, в то время это было распространенное явление. Как раз тогда Хрущев провозгласил программу массового строительства крупнопанельных зданий, так называемых «хрущевок», призванную в максимально короткие сроки решить жилищную проблему и обеспечить желанными квадратными метрами страждущих советских граждан. И надо отдать должное Хрущеву, в целом, у него это получилось. Для тогдашних партийных чиновников кино уже лишилось того сакрального ореола, который был у ранних большевиков, когда, согласно Владимиру Ильичу, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Осталось чисто функциональное значение. Помылся в бане, после этого сходи в кинишку. Это не консерватория и не Большой театр, поэтому и здание внешне было вполне непритязательным.
Кино в 60-х годах расцветало, и городу требовался современный вместительный кинотеатр. «Целинный» на тот момент стал самым большим в Алма-Ате. И надо признать, для того времени выглядел он достаточно эффектно. Авторы работ прекрасно понимали, что спасти это рядовое сооружение, а вместе с ним и весь квартал, могли бы художественные дополнения или монументальные панно. Например, на боковых фасадах, которые в здании были огромные, и внутри остекленного вестибюля, раскрытого в город. Их усилиями проект из типового превратился во вполне достойный архитектурный объект. Более того, авторы, сами, возможно, не подозревая, интуитивно создали прецедент возведения первого общественного пространства в городе, что позже станет обыденностью во многих европейских городах.
Почему кинотеатр был построен именно на этом месте? С вполне конкретной целью. Загородить собой Никольскую церковь, в которую упиралась улица Калинина (ныне Кабанбай батыра), она же бывшая Мещанская. Как было принято в Российской империи, в конце главной улицы всегда стоял храм, с чем коммунисты смириться, естественно, не могли. А так прикрыли «опиум для народа» — и все в порядке. Какой-то архитектурной ценности здание бывшего кинотеатра «Целинный» не несет, в реестр памятников архитектуры не входит, но оно, несомненно, имеет большую историческую ценность.
Сохранение сграффито Евгения Сидоркина — это отдельный вопрос, здесь мы задеваем очень тонкую и важную часть нашей культуры. Лично я считаю его основателем казахстанской графики. Те формы, линии и темы, которые он рисовал, стали примером для подражания для следующих поколений казахстанских художников, которые обращалась к его творчеству. Так, как он умел изобразить условных аульную апашку, мужчину с домброй или джигитов, скачущих по степи, не сумел повторить никто. Алматы весь сложен из многих архитектурных стилей: это и верненский период конца XIX — начала XX в., и разные этапы советской эпохи, и постсоветский период. Поэтому я считаю, что к застройке, сложившейся в центральной части нашего города, нужно относиться очень осторожно и бережно.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz