12 окт.2021
Звезды

О чем молчат портреты?

Недавно в Алматы прошла научно-практическая конференция «Кастеевские чтения», посвященная 30-летию независимости РК

Вадим КРАВЦОВ

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.Фото: Фото автора.

По мнению экспертов, она продемонстрировала высокий уровень исследований и качество казахстанских искусствоведов, открывших тайны картин известных художников.

ТАЙНА РОКОТОВА

Доклады экспертов из Казахстана и России были объединены темой «Пространство культуры и историческое сознание». Наряду с выступлениями, выявляющими тенденции развития искусства РК, представлены и оригинальные исследования по специальным искусствоведческим темам. Выступления сотрудников ГМИ им. Кастеева позволили по-новому взглянуть на несколько портретов русских художников ХVIII-ХХ вв. из собрания музея.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева изучила «Женский портрет» конца ХVIII в. (холст, масло).Фото: Фото автора.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева изучила «Женский портрет» конца ХVIII в. (холст, масло), предположительно принадлежащий кисти выдающегося художника Федора Рокотова (1735/36 — 1808). Его портретам присуща лирическая глубина, не свойственная русской живописи того периода. Эта картина поступила в ГМИ в 1967 году от московского коллекционера Бориса Грибанова. Выяснилось, что в фондах петербургского Государственного Русского музея (ГРМ) есть портрет, идентичный хранящемуся в «Кастеевке». На основе атрибуции специалистами ГРМ «своего» портрета казахстанский ученый пришла к выводу, что на алматинском холсте изображена Дарья Трубецкая — мать известного декабриста Сергея Трубецкого. И он почти наверняка написан Федором Рокотовым.

БАБУШКА МИНИСТРА

«Портрет пожилой дамы» (вторая половина ХVIII в., холст, масло) также связывают с авторством Федора Рокотова или художников его круга. В алматинский музей он поступил в 1936 году из собрания Государственного Русского музея. По мнению Галины Сырлыбаевой, на картине изображена Елена Фадеева — бабушка выдающегося российского государственного деятеля Сергея Витте. А сам холст создан в середине ХIХ в., и отнюдь не Федором Рокотовым.

«Портрет пожилой дамы» (вторая половина ХVIII в., холст, масло) также связывают с авторством Федора Рокотова или художников его круга.Фото: Фото автора.

Толчком к исследованию послужила размашистая надпись графитным карандашом на верхней перекладине подрамника: «бабушка министра Витте». И далее: «из вещей Витте». Подтверждением версии Сырлыбаевой стал и фотопортрет Елены Фадеевой, одной из первых российских женщин, профессионально занимающихся естественными науками. К тому же сравнительный анализ моды второй половины ХVIII-ХIХ вв. дал дополнительные доводы в пользу новой атрибуции холста.

КОД БИТНЕРА

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной. Известный художник и историк искусства Игорь Грабарь назвал холст, написанный в 1912 году в канун 10-летия юбилея журнала «Вестник знания», редактором и издателем которого был Вильгельм Битнер, «одним из лучших поздних портретов Репина». Его приобретение в 1974 году у дочери Вильгельма Вильгельмовича Битнера подняло статус алматинского музея.

«Портрету В.В. Битнера» (холст, масло), написанному крупнейшим русским художником Ильей Репиным (1844-1930), был посвящен доклад руководителя отдела по учету и хранению фондов ГМИ им. Кастеева Ирины Школьной.Фото: Фото автора.

Ирина Школьная обратила внимание на композиционную уникальность картины. Практически все портреты Ильи Репина написаны на нейтральном, даже аскетичном фоне с акцентом на психологическую характеристику изображаемого человека. Нигде нет такого пристального внимания к предметам, характеризующим портретируемого, как в «Портрете В.В. Битнера». Набор предметов на столе и вокруг издателя отнюдь не случаен.

Ирина Школьная считает, что они свидетельствуют не только о широте его интересов: «В правом углу мы видим глобус, макет человеческого скелета, скульптуру, изображающую двух сов. На переднем плане стоит большая кружка с пестрой желтовато-серебристой поливой. Обстановку стола «венчают» два золоченых подсвечника в виде фигур сфинксов». По ее мнению, атрибуты-ребусы, а также поза Битнера, закомпонованная в треугольник, говорят о неочевидном авторском подтексте, зашифрованном коде.

Эксперт в каждом из предметов и их положении в композиции картины видит конкретные символы овеянного мистикой сообщества «вольных каменщиков» — масонов. Так, две свечи, обрамляющие фигуру издателя, ассоциируются с двумя столбами ритуального масонского храма. Свечи стоят в золоченых подсвечниках в виде фигур сфинксов, непременных элементов масонской символики. В центре композиции находится большой сосуд в виде кружки.

«Она могла быть «священной чашей» с напитком — одним из атрибутов ритуала посвящения в духовные масонские степени», — поясняет Ирина Школьная.

Даже в положении пальцев рук Битнера и золотой цепи, украшающей его жилет, она находит масонскую символику. Подтверждением своей версии Ирина Школьная считает всю профессиональную и общественную деятельность героя полотна.

«Те принципы, по которым жил и трудился Битнер, прописаны красными буквами в масонских уставах. В основе классического масонства, помимо философии, эзотерики, духовно-нравственных принципов, лежит культ труда на благо общества: члены масонских лож должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью», — уточняет эксперт.

Галина Сырлыбаева и Ирина Школьная не делают окончательных выводов. Свои доклады они рассматривают как обоснованные версии, требующие дальнейших научных подтверждений.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru