30 нояб.2021
Общество

Когда цель — попасть «в десятку»!

Как решить задачу, чтобы не «остыть» и не «перегореть»? Как получать удовольствие в процессе достижения цели?

В психологии они называются Внутренний Ребенок (назовем просто Ребенок) и Внутренний Родитель (Родитель).

Ответы на эти вопросы наш корреспондент узнала на одном из тренингов и проверила, работают ли психологические методики на практике.

— Помните притчу о сизифовом труде, когда человек катил огромный камень в гору и почти на самой вершине валун каждый раз скатывался вниз? Так и мы, если неправильно ставим цель, можем ее не достичь. Яркий тому пример — изнуряющие диеты, когда женщины мучают себя голоданием, потом срываются, набирают лишние килограммы и вновь пробуют худеть, — говорит ведущий тренинга, психолог Дмитрий Голоус (на фото). А в это время девушки в тренажерном зале печально вздыхают и утвердительно кивают головами. — Другая крайность при достижении цели — когда, добившись результата, человек тут же стремится к следующему. То есть он находится в вечной гонке за новыми и новыми вершинами и в конце концов выгорает. Потому что не живет настоящим и не получает удовольствие от самого процесса. Это все равно, что идти в гору, не глядя по сторонам, не делая привалов, лишь упорно карабкаясь на вершину. А взобравшись на вершину, не позволить себе насладиться видом сверху и спешить покорять следующий Эверест. В итоге, не получая удовольствие от самого процесса, человек просто выгорает на работе и все предыдущие достижения кажутся ему пустыми.

Дмитрий Голоус.

После таких ярких контрастных примеров Дмитрий Голоус объяснил, почему так происходит. Оказывается, крайности поведения вызваны двумя типами мышления. В психологии они называются Внутренний Ребенок (назовем просто Ребенок) и Внутренний Родитель (Родитель). Первым типом людей управляют эмоции. Ребенок хочет результата здесь и сейчас. В противовес ему Родитель очень строг, педантичен и не пойдет на поводу «глупых хотелок». Каждый из них по-своему прав. И чтобы достичь намеченной цели, необходимо добиться баланса, который бы устраивал обе стороны.

— Рассмотрим на конкретном и понятном примере. Знакомая ситуация для женщин, когда на распродажах вы покупаете много одежды, а потом она годами висит в шкафу, так как быстро разонравилась или ни к чему не подходит, — продолжает психолог. — Представим, что вы решили купить шарфик. Внутренний Ребенок хочет, чтобы он был яркий, модный и красивый. Ему не важны ни цена, ни качество. Однако Родитель никогда не согласится с таким подходом к покупке. Ему нужен бюджетный вариант, и чтобы шарфик не рассыпался на глазах после первой же стирки (то есть качественный). Если при выборе покупки верх возьмет Родитель и купит на свое усмотрение, то Ребенок обидится и приобретение не будет радовать. Если Ребенок выберет шарф на свое усмотрение, то возмутится и будет недоволен Родитель. Поэтому важно достичь консенсуса, как на настоящих деловых переговорах. Как это сделать? Выбираете главные приоритеты обеих сторон.

КАК ЖЕ ВЫБРАТЬ ШАРФИК?

Чтобы показать на практике, как работает этот метод, Дмитрий Голоус приглашает добровольца из зала сделать правильный выбор и совершить виртуальную покупку. Вызвалась участница тренинга Наталья. Приведем дословно диалог, чтобы было понятно, как тренер помогает слушателям разбираться со своими истинными целями.

— Какой шарфик хочет ваш Ребенок?

— Красивый. Красного, синего или зеленого цвета.

— Каковы критерии Родителя и какую сумму он готов выделить на покупку?

— Чтобы шарф был из натуральной ткани, качественный, подходил к гардеробу и был не дороже пяти тысяч тенге.

— Какой цвет из тех, которые нравятся Ребенку, подходят к гардеробу?

— Синий и зеленый.

— Таким образом, вырисовываются параметры, которые удовлетворяют обе стороны. И теперь при покупке вы должны ориентироваться на них. То есть шарфик должен быть синего или зеленого цвета, из натуральных тканей и стоить не дороже пяти тысяч тенге. И если вы приобретете именно такой, то это гарантия того, что носить шарфик будете долго и счастливо, — подводит итог Дмитрий Голоус.

После такого яркого наглядного примера участникам тренинга было предложено разобраться со своими личными целями. Рассмотрим некоторые из них.

ХОЧУ НА ЯРМАРКУ!

— У меня вроде простая ситуация, однако не могу сделать правильный выбор. Хочу попасть на осеннюю ярмарку, которая начнется сразу после тренинга. Но в это время стартует следующий семинар, который тоже хочу послушать, — говорит следующая участница.

— Давайте спросим вашего Ребенка — что он хочет?

— Яблоки.

— Представьте их визуально и опишите подробнее. Не забывайте, что Ребенком двигают эмоции, желания.

— Ярко-красные, крупные и чтобы пахли, как в детстве, — расплывается в улыбке любительница фруктов.

— А что важно для Родителя?

— Чтобы яблоки были не импортные, а местные. То есть натуральные.

— Сколько готовы заплатить?

— Так как мы находимся в Текели, то в любом случае местные яблоки обойдутся дешевле, чем когда их привезут к нам в Нур-Султан (тренинг проходил в Текели во время ретрита от йога-студии «Шакти». — Прим. ред.).

— А теперь задайте себе главный вопрос — вам важно попасть на саму ярмарку или купить яблоки?

— Купить яблоки.

— То есть цель — не ярмарка, а вкусные красные яблоки?

— Да.

— Тогда смещаем фокус внимания с ярмарки на яблоки. И ищем способы, как еще их можно приобрести не в ущерб семинару. Есть варианты?

И тут оказалось, что купить фрукты можно легко. Например, местные жители могут привезти сами, можно попросить купить яблоки тех, кто не остается на семинар, а едет на ярмарку, взять контакты местных торговцев и договориться напрямую посмотреть товар в другое время и т.д.

— Зачастую мы не понимаем истинную цель и не можем выйти за рамки внешних обстоятельств, — объясняет Дмитрий Голоус. — Как только вырисовывается контур, сразу приходят на ум различные варианты достижения поставленной задачи. При этом очень важно: если вы откладываете покупку чего-либо на потом, обязательно определить четкие сроки покупки. А не просто сказать: «как смогу», «когда будет возможность» и т.д. Иначе у Ребенка пропадет вера в обещания. И он не захочет откладывать свои желания на потом. Еще один вариант развития событий: если нет конкретики в договоре — это подавленные желания, которые позже перерастают в депрессию.

ДЕТИ ИЛИ САМОРАЗВИТИЕ?

У двух следующих участниц возникли похожие ситуации, связанные с саморазвитием и обучением.

— Я получаю второе образование, и мне очень нравится сам процесс. Однако учеба занимает много времени, которое раньше проводила с детьми. Теперь дети говорят, что им не хватает внимания, учиться стали хуже, так как не занимаюсь с ними, как раньше. Не могу найти баланс, чтобы находить время и на саморазвитие, и на детей.

— Какова цель вашего обучения? И чему именно обучаетесь?

— Изучаю психологию, чтобы лучше понимать себя и других.

— Насколько это важно для вас и как проходит обучение?

— Очень важно, так как если я не познаю саму себя, не смогу стать по-настоящему счастливой. Теоретическая учебная часть проходит в выходные дни, которые раньше были посвящены семье. А домашние задания нам нужно выполнять на практике в течение недели, прорабатывая конкретные ситуации. В итоге по окончании курса я должна научиться проявлять свои лидерские качества и успешно сотрудничать с другими. Но у меня не хватает времени на учебу и семью.

— Так как вы обучаетесь на психолога, то почему бы не взять в качестве практического задания научиться сотрудничеству с детьми и проявлять свои лидерские качества?

— Это как?

— Дети часто подсознательно начинают хуже учиться и даже болеть только затем, чтобы на них вновь обратили внимание родители. В вашей ситуации они чувствуют, что учеба забирает их время. Важно не отделять теорию от практики, а применять полученные навыки в своей жизни, не откладывая на потом. То есть смотреть на жизненные обстоятельства, как на учебную задачу. И тогда появляется поле для творчества. Таким образом, будет удовлетворен и Ребенок, и Взрослый. Первому нужно саморазвитие, второму важно уделять внимание детям. Ведь, как мы уже говорили, в достижении цели необходимо жить в настоящем моменте, а не думать, что когда будет полный «пакет» знаний, жизнь резко поменяется. На самом деле важен отрезок времени как до, так и после достижения цели.

Так в течение тренинга на глазах разрешались многие ситуации, которые ранее казались запутанными. И весь парадокс, оказывается, в том, что зачастую мы сами не знаем, чего хотим на самом деле, или стремимся к цели, не чувствуя пульс жизни. По словам Дмитрия Голоуса, научиться договариваться между потребностями Ребенка и Родителя непросто. Однако именно поиск баланса между этими типами мышления в конце концов рождает истинного Взрослого, который умеет радоваться жизни здесь и сейчас, независимо от внешних обстоятельств.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Министерством информации и коммуникаций Казахстана, свидетельство № 16891-ИА от 12 февраля 2018. Главный редактор - Грюнберг Евгений. Шеф-редактор сайта - Абдулманов Эрлен Фанильевич.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
«ТОО «Комсомольская Правда в Казахстане» г. Алматы, Абылай хана проспект, 58а, 5 этаж. Редакция сайта: +7 (701) 255-55-70. Редактор сайта: erlen.abdulmanov@phkp.ru. Редакция газеты: +7 (727) 273-74-97
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru